Не время снимать маски. Санитарная служба проверила, придерживаются ли россонцы антиковидных мер
Так получается, что пандемия требует общей ответственности, причём на всех уровнях. И многие усилия могут быть просто бесполезны, если не соблюдать элементарных правил: носить маску, дистанцироваться или лишний раз вообще исключить поход в общественные места без особой надобности. Но главное, чтобы сами работники проверяемых структур выполняли все противоэпидемические меры.
– Во-первых, в объектах торговли, общественного питания обязательно должны размещаться информационно-образовательные материалы о профилактике коронавирусной инфекции, – рассказывает Юлия Ивановна. – Второе и не менее важное условие – на входе в обязательном порядке должны быть сведения для посетителей о необходимости соблюдать в очереди дистанцию не менее 1-1,5 метра друг от друга.
На входе в кафе «Еда и Кофе» есть напоминание о социальном дистанцировании, внутри висит грозное предупреждение: «Посетители без масок не обслуживаются». Антисептики и салфетки тоже имеются.
– Чистота – залог здоровья. Простая фраза, но в ней множество смыслов для себя. Вы знаете, в последнее время значительно уменьшилось количество посетителей, но в любом случае все нормы гигиены соблюдаются. Даже не придерживаясь расписания, один раз в два часа наши работники делают влажную уборку помещения, протирают дезинфицирующими средствами столы и стулья, – говорит заведующая кафе Наталья Качанова.
– С помощью этих же средств обрабатываем дверные ручки, обязательно проветриваем помещение. Приготовленная продукция – салаты, котлеты, отбивные и другое – продаётся в одноразовой посуде. Продавцы работают в перчатках и масках. В начале рабочего дня каждый работник проходит осмотр, данные о состоянии здоровья фиксируются в специальном журнале. На каждого из нас заведён опросный лист, куда вносятся все жалобы, например, повышение температуры, утомляемость, головная боль или кашель.
– Обслуживаете людей без маски? – интересуется у заведующей Юлия Семёнова.
– Покупателя без маски мы не обслуживаем. Предлагаем купить средства защиты у нас, а если отказывается – значит, теряем покупателя, – говорит Наталья. – Стараемся, чтобы люди не забывали и про дистанцию. Иной раз не все придерживаются специальной разметки, тогда приходится напоминать. Но случается, что бдительные покупатели сами говорят «соседям» в очереди держаться на расстоянии.
В ресторане «Росинка» кипит работа.
– Как настроение, самочувствие?– интересуется санитарный врач у работников кухни.
– Всё нормально, – в один голос отвечают женщины.
– Работники в полном объёме обеспечены средствами защиты?
– Да. И масок, и перчаток, и дезинфицирующих средств хватает, – говорит техник-технолог ресторана Мария Курзова.
Идём в посудомоечную ресторана.
– При мытье посуды добавляете в воду дезинфицирующие средства? –спрашивает врач у кухонного рабочего.
– Да, делаю всё, как в инструкции написано, – говорит женщина. – В такое время жизнь и здоровье важнее всего. Сама переболела этой «заразой» и знаю не понаслышке, что это такое.
В «Яне» на момент нашего визита покупателей немного. Здесь самый наплыв вечером, когда люди возвращаются с работы. Но все, кто сюда заходил, были в масках.
Пока Юлия Ивановна общается с исполняющей обязанности заведующего магазином Мариной Рыбаковой, я разговариваю с покупателями.
– В магазин только в маске? – интересуюсь у женщины.
– Обязательно, без этого никак,– говорит покупательница, представившись Людмилой Ивановной. – Вы знаете, я уже не в том возрасте, чтобы в игры играть со своим здоровьем и полагаться на авось – «повезёт- не повезёт». Страшно, болеют ведь не только пожилые, но и молодёжь, и даже дети. Поэтому рисковать лишний раз просто глупо. Может, маска и не спасает от вирусов, но всё же хоть маленькая, но какая-никакая защита. На улице, конечно, в маске не хожу.
– А Вы привились? – спрашиваю я.
– Ещё нет, – отвечает женщина. – В период затишья, когда люди меньше болели, не привилась, а теперь страшно это делать.
– Покупатели разные бывают, – вступает в разговор продавец, – некоторые даже на конфликт с нами идут, если просим надеть маску. Кто-то отвечает, что уже привился и ему ничего не страшно, кто-то требует документы, на каком основании мы отказываемся его обслуживать, а некоторые вообще угрожают, что работать здесь мы больше не будем.
– Будьте уверены, Вы поступаете абсолютно правильно и законно, – говорит главный санитарный врач. – На объекте должен быть обеспечен масочный режим.
В магазине «Хит» покупателей побольше. Ради эксперимента, не надевая маску, беру первый попавшийся товар и иду к кассе.
– Наденьте, пожалуйста, маску, – говорит продавец.
– Ой, наверное, забыла её, – начинаю копаться в карманах.
– В таком случае Вы можете купить маску у нас и без проблем приобрести понравившийся товар, – продолжает продавец.
Радует, что продавец проверку на «прочность» прошла.
– Почему Вы не захотели меня без маски обслужить? Ведь бывает, что на «безмасочников» продавцы просто закрывают глаза, – обращаюсь я к принципиальному продавцу.
– Если Вы не думаете о своём здоровье, то я о своём беспокоюсь. Ну и, конечно, об окружающих. Хотя, бывает, сталкиваюсь с непониманием со стороны покупателей.
– Каждые три часа технический персонал делает влажную уборку в магазине: протирает дезсредствами дверные ручки, корзины, стеллажи. На кассе продавцы сами проводят санитарную обработку, но делают это гораздо чаще. Перчаток, масок для работников у нас достаточно. Не забываем и периодически обновлять разметку о социальном дистанцировании, – говорит заведующая магазином Елена Костюченко.
– Но хочу заметить, что люди после летнего затишья немного расслабились. В час «пик» у нас покупатели друг у друга практически на спине «висят», а средствами для обработки рук пользуются лишь единицы. Посёлок небольшой, и друг о друге знают многое. Поэтому, что скрывать, в магазин приходят люди, которые болеют коронавирусом. Но важно то, что посещают магазин некоторые из них не только без перчаток, но и без маски.
И здесь я никак не могу понять человека, вредительство какое-то получается: я болею, пусть и другие от меня заболеют… Конечно, каждому покупателю не можем напомнить о мерах профилактики, но в магазине через определённое время прокручивается ролик-оповещение с напоминаниями, как защитить себя от коронавируса. Думаю, каждый человек уже хорошо знает о необходимых мерах защиты от коронавируса.
– Маску обязательно надеваете в местах скопления людей? – спрашиваю у покупателя.
– Конечно. В первую очередь думаю об окружающих людях, – говорит Леонид.– Я переболел и привился. Но безопасность и моральные устои должны быть превыше всего.
– Как с вакцинацией обстоят дела в вашем коллективе?– интересуется Юлия Ивановна у заведующей магазином.
– Конечно, ещё не стопроцентно все привились, – говорит Елена, – но люди всё же склоняются к тому, что это необходимо.
– Вы правы, оттягивать нет смысла, – говорит санитарный врач. – Чем быстрее мы все привьёмся, тем быстрее сможем победить эту болезнь. Тем более вы, работники торговли, которые находятся в группе риска. Сложно понять людей, которые считают, что они всемогущи и их эта беда обойдёт стороной. К слову, по нашему району коэффициент привитости работниками торговли составляет порядка девяти процентов. Это очень низкий показатель.
В заключение нашего рейда складывается один вывод – есть над чем задуматься. Медики по-прежнему обращают внимание на необходимость выполнения противоэпидемических мер: ношение защитных масок в общественных местах, обработка рук и социальное дистанцирование.
– Маска не должна «прятаться» в рюкзаке, лежать в кармане или висеть на ухе. Она должна быть надета, закрывая рот и нос. Если аргументов, которые накопились почти за два года, что мы живём в реалиях пандемии, до сих пор недостаточно, то хотя бы вот зачем: это простое неуважение к другим, – считает главный санитарный врач района.
Между тем подобные рейды продолжатся.